Люди дождя (Отключи мозг и стань гением!)  

    Джеймс удивительно чувствует время, он может сказать, который час, даже не глядя на циферблат. Дженнифер на глаз определяет расстояние между предметами с точностью до миллиметра. А Кристофер говорит на 24 языках, включая парочку его собственного изобретения. Удивительно? Несомненно. Невероятно? Отнюдь. Возможно, вы тоже могли бы проделывать эти штуки, если бы хоть на мгновение перестали быть такими умными!
Как он сосчитал спички?
    Джеймс, Дженнифер и Кристофер -- "люди дождя". Подобно герою Дастина Хоффмана в известном фильме, они страдают аутизмом и в тестах на проверку IQ показывают очень низкие результаты, но при этом обладают уникальными способностями в какой-то одной узкой области знаний. В медицине для таких людей существует специальный термин -- саванты. Вообще-то каждый десятый человек с диагнозом аутизм обладает какими-никакими способностями, но саванты, истинно гениальные, встречаются крайне редко. Со времени открытия этого феномена в начале века их было выявлено всего около сотни, в наши дни живы лишь 25.
    "Человек дождя" считал -- спички, высыпавшиеся из коробка на пол, карты за игральным столом. Как он это делал? Вот тут наука разводит руками и, предлагая объяснения, не забывает оговариваться: это только версии.
    Согласно одному из предположений, у савантов гипертрофированы некоторые участки правого полушария мозга, того, в котором "живут" интуиция и чувства, в то время как левое полушарие, напротив, недоразвито. Для большинства здоровых людей, наоборот, характерно доминирование левого полушария, отвечающего за логику, абстрактное мышление и т.п. Причины инакого устройства мозга у больных аутизмом -- сбой в развитии левого полушария во время внутриутробного развития и избыток в организме мужского гормона тестостерона, который подавляет левое полушарие (вот почему страдающих аутизмом мальчиков в шесть раз больше, чем девочек). "Правополушарную" теорию подтверждают случаи, когда нормальные люди превращались в савантов в результате повреждения левой части мозга. Так, 9-летний английский мальчик, никогда не отличавшийся особыми талантами, сделался гением механики после того, как был ранен в голову и часть левого полушария его мозга оказалась разрушенной. А калифорнийский пенсионер, поступивший в клинику с диагнозом прогрессирующее слабоумие, вдруг начал рисовать картины. Обследования показали, что из-за болезни часть нейронов в его левом полушарии погибла, зато активизировалось правое полушарие, и в результате в человеке, который всю свою жизнь устанавливал автосигнализации и не интересовался искусством, проснулся художник. Такое впечатление, что повреждение мозга "спустило с тормозов" врожденную способность "калифорнийского пациента". Впрочем, у всех людей наиболее активные участки мозга, в том числе и те, что расположены с правой стороны, больше и плотнее остальных. К примеру, исследования мозга Альберта Эйнштейна показали, что область, отвечающая за математические способности, у него была гораздо крупнее обычного. Однако это еще не дает оснований причислять Эйнштейна к савантам.
    По другой версии, разгадка тайны в практике, в тренировке способностей. К примеру, профессиональному шахматисту, играющему в шахматы всю свою жизнь, достаточно просто взглянуть на расположение фигур на доске, чтобы "увидеть" дальнейший ход игры -- так и саванты просто "видят" что-то. Однако как в этом случае быть с совсем юными "людьми дождя", у которых попросту не было времени оттачивать свое мастерство? 12-летняя Надя (больная аутизмом) с трех лет рисует скачущих лошадей. Она никогда не "набивала руку", просто однажды взяла карандаш и создала великолепное творение, и ее ранние рисунки ничуть не хуже последующих. А есть еще удивительные дети-саванты, высчитывающие день недели на 800 000 (!) лет вперед. Спросите их -- и через секунду они скажут, что Новый год в 3001 году придется на пятницу! И это при том, что они... не умеют делить и умножать простые числа, ведь их никто никогда не учил математике.
Вызываю саванта в себе
    Психологи Аллан Снайдер и Джон Митчелл из австралийского города Канберра предлагают свое объяснение способностей савантов. И если все то, о чем говорилось до сих пор, касалось лишь двадцати пяти людей на свете, то теперь речь пойдет о каждом из нас. Ведь, по предположению австралийцев, все мы немножко саванты.
    В мозге савантов протекают те же самые мыслительные процессы, что и в мозге всех других людей. С той лишь разницей, что другие, то есть не страдающие аутизмом, "забивают" эти процессы более сложными, относящимися к области понятийного и абстрактного мышления. Например, когда мы смотрим на что-то, зрительное изображение предмета попадает на сетчатку наших глаз, а через четверть секунды оно уже передается в мозг в виде завершенного осознанного образа. Но пока не прошел этот миг, каждый элемент изображения: цвет, форма, движение и т.п. -- существует как бы по отдельности и фиксируется разными участками мозга. Конечно, мы и не подозреваем, что за "каша" варится у нас в голове -- наше сознание включается только в момент, когда обработка информации закончена и образ предмета сложен из кусочков, как паззл. А что если включить его раньше?
    Аллан Снайдер объясняет: "Природой заведено так, что для выживания человека важно лишь основное понятие, например: это лицо, оно дружелюбное, значит, его можно не опасаться. Масса мелких деталей, благодаря которым мы сделали этот вывод, нас не интересует, мы отсеиваем их, не доводя до сознания. У савантов же не происходит отсева "ненужной" информации, поэтому они видят не картинку целиком, а множество деталей -- что-то вроде отдельных пикселей на экране компьютера. Так что саванты вовсе не "инопланетяне". Они такие же, как и все мы, просто мы идем в своей мыслительной деятельности на шаг дальше -- от мелких деталей к абстрактным понятиям. А сделав этот шаг, уже не можем вернуться назад".
    Теорию Снайдера и Митчелла подтверждает и электронное сканирование мозга савантов -- большая часть информации обрабатывается ими бессознательно, сознательный же (преобладающий у здоровых людей) этап формирования идеи, мысли или чувства практически отсутствует.
    Так что же, если нам удастся сделать "шаг назад" в своем мышлении, мы сможем не хуже савантов рассчитывать, на какой день недели придется 1 сентября 2056 года? Да, отвечает Аллан Снайдер. Более того, мы и рассчитываем, но только в подсознании, сами того не ведая. До сознания же результат подсчетов не доходит, поскольку не несет никакой практической пользы. Точно так же, как отдельные ноты бесполезны для обычного человека, а потому он слышит мелодию в целом, а не последовательность нот. Но некоторые здоровые люди умеют "возвращаться" к бессознательным познавательным процессам, правда, сами не осознают свое умение.
    К примеру, есть люди, не страдающие аутизмом, но обладающие уникальными математическими способностями, даже превосходящими способности савантов. Электроэнцефалограмма работы мозга таких людей показала, что в начале мыслительного процесса их мозг более активен, чем в конце, а ведь именно начальная стадия мышления связана с подсознанием. Математические гении каким-то образом могут "выуживать" из подсознания результаты сложных расчетов. Осталось узнать, как им это удается, и тогда все мы станем гениями!
Рождаемся -- гении, вырастаем -- взрослые
    Вполне вероятно, что все маленькие дети воспринимают мир как саванты. Взять хотя бы такую уникальную (одну из многих) способность младенцев, как усвоение языка. Восьмимесячный кроха непостижимым образом вычленяет из потока речи отдельные слова, причем совершенно ясно, что ребенок делает это неосознанно. Складывается впечатление, что малыш просто "знает", где заканчивается одно слово и начинается другое, точно так же как саванты просто "знают" квадратный корень из любого шестизначного числа. У взрослых же усвоение нового языка происходит совсем иначе, погружения в языковую среду им зачастую оказывается недостаточно. Тут и доказательств никаких не надо, достаточно вспомнить, как каждый из нас корпел над учебником английского или немецкого в ночь перед экзаменом. А вот какой-нибудь едва народившийся на свет Джон или Петька выучивает эту премудрость за здорово живешь без всяких учебников! Еще одна поразительная детская особенность -- абсолютный музыкальный слух. В детском возрасте его может развить практически каждый, а если упустить момент, то, будучи в годах, сделать это гораздо сложнее. Возможно, это просто совпадение, но саванты, как и дети, отличаются прекрасным музыкальным слухом. К примеру, американец Лесли Лемке, никогда не учившийся музыке, может сыграть сложный фортепьянный концерт, лишь один раз прослушав его, в "репертуаре" Лемке около тысячи музыкальных произведений. А ведь Лесли не просто умственно отсталый, он слеп и болен церебральным параличом.
    Вероятно, с возрастом мы теряем способности савантов из-за того, что меняется способ обработки информации нашим мозгом. Сканирование мозга новорожденных показало, что вся их умственная деятельность сосредоточена в подсознании. Деятельность же коры головного мозга, то есть сознательная умственная деятельность, начинает активизироваться только через несколько месяцев после рождения ребенка, и далее чем старше становится человек, тем большая часть информации обрабатывается в коре мозга. В отличие от здоровых, у детей с аутизмом переход от подсознательного к сознательному замедляется или происходит не в полной мере, поэтому они продолжают обрабатывать информацию как младенцы. Если же вдруг мозг савантов "взрослеет", они чаще всего теряют свои способности. Маленькая художница Надя к 12 годам научилась нормально говорить, она даже начала заниматься по школьной программе, но... теперь она рисует скачущих лошадей хуже, чем в три года.
    Впрочем, "детская" теория -- это лишь еще одна из версий о происхождении феномена савантов. И возможно, она, как и прочие, далека от истины. Но Аллан Снайдер не опускает руки. Он собирается провести эксперимент, чтобы разбудить саванта (или ребенка?) в мозге обычного человека. Снайдер считает, что сделать это можно с помощью магнитных импульсов -- они влияют на нормальную работу мозга, и если верно рассчитать время и направление магнитной волны, можно отключить деятельность определенного участка мозга, например того, в котором "рождается" сознание. "Думаю, что сначала испытаю это на себе, -- говорит Снайдер. -- Если вдруг я сумею перемножать в голове трехзначные числа, я буду знать наверняка, что открыл что-то очень важное".